Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Первая часть

XI. Признак тактика/стратегия в инертных и контактных блоках модели А

Тактику сложно контролировать интуицию, а стратегу — сенсорику.

Стратегу нужно понимать, что все мысли его — о насущном: еда, сон, удовлетворение физических потребностей. Сложнее контролировать — это значит, что всё переходит в весьма навязчивую идею, которая руководит мыслями стратегов.
Тактику сложнее контролировать интуицию: то есть в голове полно фантазий, идей, образов — всё то, что не входит в пространственные характеристики. И тактик не может перестать думать, фантазировать, «витать в облаках».
Сложность в контроле связана с желаниями, от которых невозможно отказаться. Как говорится: «хочу — не могу!» Только у тактиков и стратегов разные желания, обусловленные сенсорикой и интуицией.
Так, к примеру, стратегу Робеспьеру сложнее контролировать сексуальное желание, за которое отвечает сенсорика. Это объясняет их консервативность в отношениях, потому как они сильнее привязываются и более ревнивы. А когда отношения стабильны и постоянны, то появляется возможность регулярно получать то, что они не в силах контролировать: в отличие от тактиков, которые проще к этому относятся, а потому легче создают связи и легче расстаются.

Стратегия: доминирование сенсорных аспектов над интуитивными.

У стратегов сенсорика находится на инертных блоках модели А. Им свойственна инертность в достижении цели. Про них можно сказать, что они буквально зависимы от своих целей. А любая форма зависимости рождает потребность. Потребность завязана на нейрофизиологии. Нейрофизиология управляет не только нашим эмоциональным состоянием, но отражается также и в физиологических проявлениях.
Так, если стратег что-то хочет, то он хочет этого прямо сейчас. Как женщинам во время беременности под воздействием гормонального фона начинает хотеться чего-то эдакого и прямо сейчас, из-за чего мужьям приходится искать в три часа ночи магазин, в котором можно купить селёдку, мороженое и т.д. Другим проще сделать, чем объяснить, что желание несвоевременно.
В этом отношении стратегов очень сложно переубедить в том случае, если они чего-то хотят. Стратег особенно ярко чувствует свои желания, завязанные на первичных базовых потребностях: в сексе, еде, отдыхе и т. д. Это связано с тем, что стратег склонен концентрироваться на желании, совпадающей с его главной потребностью на данный момент.
Поэтому, например, беспечным стратегам-сенсорикам сложнее похудеть. Желание положить что-нибудь в рот перерастает в навязчивую форму.

Сенсорный беспечный стратег, Дюма, думает в таком ключе: «Ничего же не случится, если я съем сейчас это. Сейчас съем, а завтра вообще ничего есть не буду». Цель — как можно быстрее получить желаемое сенсорное состояние. В отличии от него, его родственник, Габен, с минусовой БС из-за нежелания отвлекаться от своих дел на приготовление пищи, поход в магазин за едой и т.д. может проигнорировать этот вопрос. Для него, главное, чтобы не было чувства голода. В целом, отдаются предпочтение простой пище: каши, овощи. Одним словом, еда – это совершенно не то, что может «перерасти в навязчивую форму». Зато более чем навязчивую форму принимает желание… сна)) Габены очень любят спать. Могут спать по 14-16 часов в сутки, если имеют такую возможность.

Интуитивные беспечные стратеги, Гамлет и Джек, больше зависимы от психостимуляторов для поддержания себя в активном состоянии. Джеки часто пьют много кофе, а Гамлеты стараются найти что-то более сильное. Как правило, это энергетики и часто с алкоголем. Цель — мобилизовать себя. Им очень хочется всегда быть готовыми сорваться с места и побежать.

Сенсорные предусмотрительные стратеги, Жуков и Наполеон, зависимы в своем желании навязать кому-то свою волевую установку.
Жуков пытается применить силу, чтобы настоять на своем. Может взять за руку и буквально оттащить к желаемому событию. Наполеон пытается уговорить, уболтать. Настаивает на том, чтобы с ним согласились. Цель — подавить волю соконтактника.
Интуитивные предусмотрительные стратеги, Робеспьер и Достоевский, зависят от более тонких сенсорных сигналов. К примеру, Робеспьер, не может оторваться от процесса подбирание музыки к какому-то произведению, а Достоевский не может оторваться, пока не дорисует рисунок. Цель — закончить начатое. Для большей сенсорный глубины, для того, чтобы звуки стали более объемными, или процесс рисования доставил большее удовольствие, они могут прибегнуть к алкогольной/наркотической интоксикации.

Склонность к сенсорной зависимостям:
Стратеги больше подвержены зависимостям: алкогольным, наркотическим. Они быстрее втягиваются.

Секс:
В сексуальном контексте стратег менее сдержан, чем тактик, при этом он намеренно себя сдерживает, чтобы предотвратить ситуацию, где он не сможет себя контролировать.
В этом отношении тактику проще пойти на секс, потому что, во-первых, он не испытает такой сильной от него зависимости. Во-вторых, потому что он не боится проявить какие-то неприемлемые формы поведения в сексе.
Стратеги осознают, что могут потерять в сексе контроль, поэтому они стараются не вступать в секс с малознакомыми людьми. Они просто не могут получить от такого секса наслаждение, они даже наоборот испытывают больше разочарования от таких контактов, потому что не могут в полной мере раскрыть себя.

Реакция на вынужденное ожидания:
Стратегии менее терпеливы и очень сильно раздражаются, когда находятся в ситуации ожидания чего-либо или кого-либо. Из-за концентрации на одной цели, на своём «хочу», стратеги выглядят более раздражительными и суетливыми. Они в спешке выполняют работу (и от этого часто ломают вещи). Хотят побыстрее заняться тем, что им хочется.

Инструменты мотивации:
Для мотивации им нужно разбивать задачу на несколько чётко ограниченных по сроку и объёму этапов. Так, двигаясь к цели, пусть маленькими шагами, им проще прийти к большой цели.
Стратегу, нужно сосредоточится главным образом на вопросе: «кто контролирует достижение результата?».
Контролируете ли вы и только вы ваш результат или достижение вашего результата связано с кем-нибудь еще?

Тактика: доминирование интуитивных аспектов над сенсорными.

Если стратеги больше тяготеют к сенсорному доминированию (сенсорика берет верх над рассудком), то у тактиков больше доминирует интуиция. Тактикам сложно контролировать интуитивный полюс.

У тактиков интуиция находится на инертных блоках модели А. Им свойственна зависание в переборе вариантов, иногда буксование на одном месте. Тактикам сложнее контролировать интуитивный поток всплывающих образов, гипотез и предположений. Следует отметить, что и для стратегов это характерно. Однако, у них, это касается целей глобальных, типа профориентации, призвания и т.п. В том, что касается целей среднего калибра – выбор конкретной вакансии, допустим, тут они особых колебаний не испытывают, решения принимаю быстро.

Особенно это касается базовых интуитов: Дон Кихоту и Гексли сложно поставить точку в переборе альтернативных вариантов. Программная функция генерирует поток идей на заданную тему и они застревают в этом потоке.

Есенину и Бальзаку порой сложно выбраться из состояния внутренней медитации. В свой внутренний мир Есенин и Бальзак уходят по-разному. Бальзак уходит «глубоко задумавшись» над чем-то, Есенин обращается внутрь себя, к своим внутренним картинам, звукам и ощущениям.

Сенсорные тактики ведут себя по-другому, им более свойственно застревание на незначительных подробностях.

Гюго и Штирлиц порой делают такие длинные введения, что становится совершенно не понятно, с какой целью они это говорят. Складывается ощущение, что они готовятся вот-вот, о чем-то сказать, но никак не могут решиться.

Максим и Драйзер склонны сомневаться в том, надо ли вообще об этом говорить или нет. Они больше времени уделяют тому, что бы как-то для себя определится, что же именно они хотят сказать.

Речь:

Тактикам сложнее сформулировать свою мысль. Особенно этим страдают тактики-интуиты. Так, когда слушаешь речь Бальзака, часто возникает ощущение, что он набрал в рот воды. Ему сложно и тяжело говорить. Мысль сбивается, путается, блуждает в закоулках сомнений. Также часто сложно понять, о чем пишут или говорят Дон-Кихоты, Есенины и Гексли. Возникает ощущение, что они словно запутываются в своих рассуждениях. В этом отношении даже Драйзера порой путают с иррационалом — настолько у него иногда получается несобранная речь.

Бесконтрольность ассоциативного ряда:

Если стратегам трудно удерживать фиксацию на одной физической точке, то тактикам сложнее удерживать мысли и идеи в одном направлении. Поэтому, несмотря на то, что, к примеру, у Максима и Драйзера интуиция возможностей находится в ТНС, они довольно часто могут выдавать поток очень разнообразных идей на конкретно заданную тематику. Особенно это выражено в Драйзере, который, как конструктивист, концентрируется на конкретной теме, погружаясь в неё с головой, постепенно начинает генерировать очень большой поток образов на заданную тему.

Бесконтрольность фантазий:

Также интересная особенность проявления тактики завязана на бесконтрольно возникающих фантазиях. Особенно лидируют интровертные белые интуиты, Есенин и Бальзак, которые сутками могут находится в воображаемом мире. Про такое поведение часто окружающие говорят: «Он снова ушёл в астрал».
У экстравертов это выражается в неумении сдерживать то, о чем думаешь.

Бесконтрольность речи:

В порыве гнева Драйзер и Гюго могут наговорить самые ужасные проклятия. Разница тут именно в утрированности сказанного. Следует учитывать, что Гюго — позитивист, а Драйзер — моралист. Моралисту говорить откровенные гадости, по сути, стыдно.
Сложности ещё и в том, что, будучи конструктивистами и тактиками, в порыве гнева Драйзеру и Гюго вообще сложно контролировать свой словесный поток. А спустя какое-то время они и вовсе забывают половину сказанного, потому что всплывающие негативные образы им сложно фиксировать в памяти.

Эффект синестезии:

Тактикам сложнее даётся воспроизведение в воображении именно конкретных, сенсорных образов. Их мышление в большей степени смешивает разные состояния, образуя тем самым эффект синестезии. Примеры: цветной слух, твёрдое обоняние, шелест запахов.
Иногда это выражается в очень необычном описании образного ряда художественных произведений. Тактикам порой удаётся смешивать совершенно несвязанные между собой восприятия.

Инструменты мотивации:
У тактиков проблема не с постановкой задачи, а с осознанием результата. Задач они себя поставить могут очень много, им сложно осознать, в какой точке заканчивается процесс. Также им сложно понять, какой эффект они получат от обладания результатом. И они не всегда видят именно себя обладателем данного результата. Поэтому необходимо задать себе вопросы в критериях результата.
Как вы узнаете, что вы достигли результата?
Что вы будете видеть/слышать/чувствовать, когда результат будет достигнут?

Обсуждение в группе Соционическая кухня
соционика ионкин

Leave a Reply